Воскресенье, 21.10.2018, 07:03
Приветствую Вас, Гость

Трудовое воспитание ребенка в семье

Труд дошкольника имеет большое значение для психического развития ребенка, он связан с потребностью к активному участию в жизни взрослых и стремлению к самостоятельности.

Но трудовое воспитание детей в дошкольных учреждениях не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье есть очень благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно - бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В некоторых семьях бытует ошибочное мнение, что детей нужно оберегать от труда. Родители часто ссылаются на собственную тяжелую работу, стремясь облегчить жизнь ребенка, огораживая его от сравнительно неприятных и тяжелых трудовых обязанностей. Эта установка взрослых отрицательно влияет на ребенка. Кроме того, некоторые родители полагают, что домашний труд является уделом женщины, приучают к нему только девочек. И вследствие этого мальчики стыдятся выполнять « женскую » работу.

Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Учитывая , разумеется, их возможности и возраст. Пример отца сильно влияет на приучение мальчиков к домашним работам. Когда отец во всем помогает матери, деля обязанности поровну, сын будет равняться на него. Дети, освобожденные от домашних обязанностей, вырастают неумелыми, к тому же, относящимися к чужому труду неуважительно.

Постепенное приучение детей к домашним обязанностям вырабатывает у них нужные навыки и умения. Такой труд становится для них

необременительным, появляется желание доводить до конца начатое дело. Родители должны хвалить сына или дочь за достигнутые ими результаты.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, об их профессиях; формирует интерес и уважение к трудовой деятельности родителей. Конечно многие родители понимают, что дети дошкольного возраста должны посильно трудиться, но они не знают каковы их возможности, как сформировать у них трудовые навыки.

Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся « Программой воспитания в детском саду », знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью мы знакомим родителей с содержанием и

методами трудового воспитания детей разного возраста.

При планировании работы с семьей педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников должно занимать особое место. В плане каждой возрастной группы необходимо отражать содержание и формы пропаганды трудового воспитания, изучения   и обобщения положительного семейного опыта. При этом следует учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей. Это недооценка важности трудового воспитания начиная с младшего дошкольного возраста.

Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания дошкольников мы в своей группе используем разнообразные формы: собрания, групповые консультации, индивидуальные беседы, папки - передвижки, выставки. Наша задача состоит в том, чтобы убедить родителей в необходимости своевременного приобщения детей к труду, воспитания самостоятельности, раскрыть роль благоприятных для этого возрастных особенностей ребенка ( активность, подражательность, восприимчивость к требованиям взрослых). Нами с родителями проводились индивидуальные беседы на тему: « Какие трудовые обязанности должны быть у ребенка младшего ( среднего, старшего ) дошкольного возраста», групповые консультации: « Учите детей трудиться», « Чистота - тоже красота»; выпущена памятка « Почему надо приучать детей к труду?».

Для изучения и обобщения положительного семейного опыта мы организовали круглый стол с родителями и детьми, тема которого:« Это великое «Я сам!» До собрания дети совместно с родителями сделали поделки из природного материала. Мы оформили папку - передвижку « Вот как мы трудимся», где были представлены фотографии детей в процессе их трудовой деятельности в прогимназии и семье. К собранию дети выучили стихи, пословицы, поговорки о труде . Родители поделились положительным опытом трудового воспитания в семье.

Вся эта работа с родителями благотворно влияет на воспитание у детей большей самостоятельности, стремления помогать другим.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших   результатов в трудовом воспитании дошкольников.

Используемая литература:

1.  «Воспитание дошкольника в труде». Под редакцией В.Г.Нечаевой.

2.  Материалы научно - практической конференции « Воспитание
интеллектуальной личности с развитым творческим потенциалом».
( Мичуринск, 21 мая 2002 года )